Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Кто по вашему мнению должен заниматься нравственно-патриотическим воспитанием детей?
Всего 29 человек

Значение художественного слова в нравственно-патриотическом воспитании

Дата: 9 февраля 2017 в 22:06

ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

 Одной из основных задач образования в Республике Беларусь является формирование национального самосознания, патриотизма с дошкольного возраста. Национальное воспитание способствует приобщению человека к самобытной культуре, помогает маленьким белорусам понять свою принадлежность к нации, богатой традициями, обычаями, достижениями в культуре, науке, образовании.

 В процессе формирования национального самосознания, патриотизма важное значение принадлежит фольклору – основному художественному богатству наших предков, благодаря которому сохраняется преемственность традиций, осуществляется связь поколений. Белорусский народ имеет богатое фольклорное наследство, созданное специально для детей. Термин фольклор, который возник в середине XIX столетия, в переводе обозначает народная мудрость. Фольклор возник раньше, чем письменность и существовал только в устной передаче.  С появлением письменности долгое время передача из уст в уста была единственным  путём распространения фольклора. Но народ знакомился не только с песней, сказкой, пословицей, поговоркой, легендой, но и с образцами лучшей письменной литературы.

Наши предки начинали воспитание гармоничной личности с самого раннего детства – с калыханок, детских дразнилок, игр, считалок, песен, поговорок. 

Всеобщему художественному образованию способствовало повторение из века в век, из года в год традиционных обычаев и обрядов. Передаваясь из поколения в поколение, от дедов к внукам, они обогащались местными импровизациями, становились новыми вариантами и могли служить основой для появления новых фольклорных «орнаментов». Таким образом, художественное образование подрастающего поколения у наших дедов было глубокое и всесторонне продуманное. Можно сказать: оно было системным.

Для каждого возраста народ разработал свои художественные жанры.  Первыми произведениями, которые развивают слух детей, являются колыбельные.  Вместе с колыбельными используются игры-забавы. Большинство из них – это игра взрослых с пальчиками детей (чтобы укрепить кисти рук), с ножками (чтобы они были более упругими, чтобы предупредить неправильное развитие стопы), с животиком (чтобы укреплялся пресс и лучше работал желудок). Наиболее известные игры «Сорока, ворона…, «Кую-кую ножку,,.», «Идёт коза рогатая…»

Устно-поэтическое творчество и произведения белорусской художественной литературы являются действенным средством самовыявления, самосознания личности ребёнка. Самое первое и самое глубокое самовыявление народной души отображено в языке устного народного творчества.

Колоритные слова и образы, меткие выражения народной речи в поэтических образах объясняют ребёнку жизнь общества и природы, свет человеческих чувств, обогащают эмоции; развивают впечатления и дают чудесные образцы родной речи, которые удивляют своей простотой, оригинальностью, поэтичностью и мелодичностью.

Именно через фольклор осуществляется включение ребёнка в отечественную духовную традицию.

В повествовательных жанрах белорусского фольклора и художественной литературы отображаются особенности быта и мировоззрения наших предков и современников, их общественные и семейные отношения, а также отдельные исторические события. Элементарная этническая история включает тексты, символизирующие отношения к окружающему свету.

Сказочный эпос белорусов определяется богатой образной системой, глубоким содержанием, оригинальным сюжетно-тематическим слогом. Белорусские народные сказки традиционно делятся на сказки про животных, волшебные и бытовые. В положительных сказочных образах воплощаются народные идеалы: сказочные герои выступают защитниками обиженных. Они сильные, смелые, умные, справедливые. В образах богатырей показывается непобедимость народного духа, надежда человека на лучшее будущее. В белорусских сказках определяются национальные традиции, отражается белорусский быт и окружающий свет.

Сказочный эпос нашего народа, среди которого белорусские народные сказки про животных считаются жемчужинами всего западнославянского эпоса, являются крупнейшим приобретением национальной духовной культуры, который и сегодня сохраняет своё эстетическое, познавательное и воспитательное значение.

Хранителями исторической памяти народа выступают легенды и падания.

Легенды рассказывают про разные события и явления, в них временами описываются почти невероятные случаи, показываются необычные герои и их чудесные поступки и приключения. Вместе с тем в этих фольклорных произведениях отображаются определённые морально-этические нормы и социальные идеалы: добросовестное отношение человека к труду, доброжелательные и справедливые отношения между людьми. Легенды отображают многие морально-этические нормы поведения в обществе, которые требуют от людей добросовестности, правдивости, трудолюбия и многих других качеств, которые относятся к общечеловеческим ценностям.

Падания направлены в прошлое, основой их сюжета обычно служат исторические события.

Включение белорусских народных сказок, легенд и паданий в круг детского чтения даёт возможность ребёнку прикоснуться к исторической памяти народа, к источникам этнографии и истории родного края, почувствовать свои духовные корни.

Сказки, легенды и падания являются определяющими средствами воспитания патриотизма, любви к Родине у детей дошкольного возраста.

Источники:

  1. Дубініна, Дз.М., Дубінін, Дз.Ул. Культура Беларусі ў казках і паданнях/ Дз.М.Дубініна, Дз.У.Дубінін. – Мінск: Зорны верасень, 2008. – 120 с.
  2. Кавалеўская, Г.М. Выхаванне нацыянальнай самасвядомасці дашкольнікаў сродкамі беларускага фальклоруГ.М.Кавалеўская. – Мазыр : ТАА ВД “Белы Вецер”, 2009. – 62 с.Фарміраванне нацыянальнай самасвядомасці ў дзяцей дашкольнага ўзросту сродкамі вуснай народнай творчасці / склад. Н.В.Пралыгіна. – Мазыр : Белы Вецер, 2010. – 147 с.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.