Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Кто по вашему мнению должен заниматься нравственно-патриотическим воспитанием детей?
Всего 29 человек

ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дата: 4 февраля в 21:39, Обновлено 4 февраля в 21:39

ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

Секрет отличного качества блюда — последовательное проведение и аккуратное исполнение кулинарных процессов. В.В. ПОХЛЁБКИН

Пища необходима человеку для под¬держания здоровья и работоспособности, поэтому так важно соблюдать правила рационального питания во все возрастные периоды жизни человека. Особенно велика роль питания в до¬школьном возрасте. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, формированием и становле¬нием структуры многих органов и систем. Рациональное питание детей дошкольного возраста — необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внеш¬ней среды. В детском возрасте формируется пищевой стереотип. Кроме того, правильно построенное питание формирует у детей полезные привычки, закладывает основы культуры. Большую часть суток дети находятся в организованных коллективах, и их питание, в основном, обеспечивается именно учреждениями образования. Поэтому от того, насколько правильно организовано питание в учреждении дошкольного образования, во многом зависят здоровье и развитие маленького человека. Ответственность за организацию питания в учреждениях дошкольного образования возлагается на администрацию. Вместе с тем, активное участие в обеспечении детей полноценным питанием принимают медицинские работники, работники пищеблоков и, безусловно, воспитатели дошкольного образования и их помощники. Основным принципом рационального питания детей дошкольного возраста должно служить максимальное разнообразие пищевых рационов и щадящая тепловая обработка блюд. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов — мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, хлеба и крупяных изделий — можно обеспечить малышей всеми необходимыми им пищевыми веществами.

Мясо, рыба, яйца, молоко, кефир, творог, сыр являются источником высококачественных животных белков, способствующих повышению устойчивости детей к действию инфекций и других неблагоприятных факторов. Поэтому их следует включать в рацион питания детей постоянно Из мясных продуктов предпочтительнее говядина, птица. Иногда можно использовать нежирные сорта свинины. Значительно менее полезны разные виды вареных колбасных изделий. Их нежелательно предлагать детям на основной приём пищи — обед. Субпродукты (печень, сердце, язык) служат источником не только полноценного белка, но и микроэлементов: железа, витаминов В6, В12 и других, их присутствие также необходимо в рационе питания детей. Среди рекомендуемых видов рыб — хек, треска, навага и др. Мясо и рыба могут быть приготовлены в виде самых разнообразных блюд — котлет, тефтелей, фрикаделек, суфле, натурального куска — в зависимости от индиви¬дуального вкуса и возрастной категории. Пищу лучше готовить щадящими методами приготовления (максимально исключая жарение) — тушение, варение, запекание, припускание, приготовление на пару, т.к. возникающие при обжаривании продукты окисления жиров раздражают нежную слизистую желудка и кишечника. Молоко и молочные продукты — источники белка, одни из основных поставщиков легкоусваиваемого кальция, необходимого для образования костной ткани — витамина В2 (рибофлавина). Наряду с молоком целесообразно давать детям кефир. Очень полезен такой кисломолочный продукт как «бифидин», главным преимуществом которого является то, что он благоприятно влияет на состав микробов кишечника — другими словами, позитивно воздействует на процесс формирования его здоровой микрофлоры. Он обладает иммуностимулирующими свойствами, помогает победить хроническую усталость. В питании детей дошкольного возраста необходимо широко применять овощи, фрукты, соки. Ребёнок в учреждении дошкольного образования должен получать 100—170 г картофеля; 120—210 г овощей (капуста, свёкла, морковь, огурцы, помидоры, редис, зелень и др.) в виде салатов, винегретов, овощных супов, пюре, запеканок и др.; 100—180 г фруктов и ягод в виде свежих плодов (яблоки, груши, сливы, персики, нектарины, мандарины, апельсины, клубника и другие ягоды), а также различные соки — предпочтительно с мякотью. Свежие плоды и овощи — важнейший источник аскорбиновой кислоты, биофлавоноидов (витамина Р), бета-каротина. Аскорбиновой кислотой особенно богаты чёрная смородина, шиповник. Витамин Р (биофлавоноиды) усиливает действие витамина С. Удачное сочетание этих витаминов имеется в апельсинах, мандаринах, персиках. Бета-каротином особенно богата морковь, немало его в то¬матах, абрикосах, зелёном луке, сладком перце, зелени, в организме он превращается в витамин А. Весьма существенное достоинство этой группы продуктов состоит и в высоком содержании в них целлюлозы (клетчатки) и пектина. Эти пищевые вещества регулируют работу кишечника, они способны связывать (сорбировать) на своей поверхности различные вредные вещества — как поступающие с пищей, так и возникающие в организме (например, холестерин) — и выводить их из кишечника. В питание детей также необходимо включать хлеб (ржаной, пшеничный), крупы (рисовую, гречневую, перловую, пшеничную, овсяную, пшённую), макаронные изделия, которые обеспечивают детей крахмалом, растительными волокнами, витаминами Е, Bl, В2, РР, магнием и др. Рацион питания должен ежедневно содержать жиры в виде сливочного масла, сметаны, растительных масел. Растительное масло следует использовать как приправу к салатам, винегретам и др., а сливочное — для приготовления бутербродов, заправки блюд. Рациональное и сбалансированное питание детей — главное условие их комфортного пребывания в учреждении дошкольного образования. Очень важно правильно подобрать продукты питания, стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учётом индивидуальных вкусов. При непереносимости отдельных продуктов питания необходимо организовать диетическое питание. Следует учитывать длительность пребывания в детском коллективе. Очень важен строгий режим приёмов пищи:

• завтрак, обед, полдник (с длительно¬стью пребывания 10,5 часов);

• завтрак, обед, полдник, ужин (с длительностью пребывания 12 часов).

Для обеспечения рационального и сбалансированного питания целесообразно руководствоваться следующими принципами:

• адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энерготратам организма. Пища, которую получают дети, должна возмещать энергетические затраты организма, обладать высокой биологической ценностью для обеспечения роста и развития детского организма;

• сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам (белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества). Необходимо соблюдать достаточно строгие взаимоотно шения между многочисленными незамени мыми факторами питания, каждому из ко торых принадлежит строго определённа* специфическая роль в обмене веществ;

• максимальное разнообразие рациона, за счёт включения в рацион широкого ассортимента продуктов и различных приёмов их кулинарной обработки;

• оптимальный режим питания, соответствующий возрасту детей;

• адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности;

• учёт индивидуальных особенностей детей (в т.ч. непереносимость ими отдель¬ных продуктов и блюд);

• обеспечение безопасности питания, включающее соблюдение санитарно-гигиенических требований к состоянию пищеблока, качеству поставляемых продуктов, их транспортировке и хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Татьяна ФИНСКАЯ, главный инженер-технолог по питанию управления образования Минского областного исполнительного комитета

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.